Для работы нам понадобятся карточки-модели для обозначения звуков или карандаши (синий, зелёный, красный, простой), если мы рисуем схемы в тетради или альбоме. И наша помощница – лента букв.
Начало темы здесь.
Шарада
Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили –
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
(Актёр – тёрка)
Составим схему слова “актёр”.
1. Делим слово на слоги.
Информация для родителей.
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (звуки [р],[р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [й']).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
Чтобы ребёнку было легче разделить слово, можно предложить ему хлопать в ладоши на каждый слог.
А-ктёр
В этом слове два слога.
2. Первый слог – а. В этом слоге один звук – [а]. Это гласный звук.
Ставим карточку – красный квадратик. Или обводим в тетради клеточку и закрашиваем красным карандашом.
Отделяем первый слог чертой.
3. Второй слог – ктёр. Произносим протяжно, чтобы были слышны все звуки: к-т-ё-р.
Первый звук [к] – твёрдый согласный. При произношении голос не слышен, только шум, значит это глухой согласный. Выбираем карточку для твёрдого глухого согласного.
Дальше сливаются звуки [т' о], получается слияние “тё”. Звук [т'] – мягкий глухой согласный, звук [о] – гласный. Ставим карточку – слияние мягкого согласного и гласного, показываем, что согласный глухой.
Последний звук [р] – твёрдый звонкий согласный.
4. Ставим ударение. Произносим слово целиком, выделяя ударный слог голосом. Ударный слог – второй.
5. Обозначим звуки буквами. Звук [а] обозначаем буквой “а”, звук [т'] обозначаем буквой “тэ”, звук [о] обозначаем буквой “ё”, чтобы показать мягкость согласного. Звук [р] обозначаем буквой “эр”.
Что нужно поменять в схеме, чтобы получилось слово “тёрка”?
Дайте ребёнку время подумать, поразмышлять.
Дайте характеристику каждому звуку.
Также ребёнку можно сказать о том, что, если в слоге есть буква ё, то слог всегда будет ударным.
Парикмахерская – жанр игр, перед которым не устоит ни одна девчонка. Бесплатные игры для девочек: причёски, макияж, стрижки, маникюр.
СПАСИБО!
Добрый день!
У меня вопрос по вашему тексту
Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-ттечь, да-нный.
Нсколко я знаю
1. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
2. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Из каких источников у вас взята информация?
Ирина, добрый день! Этот вопрос часто задают. Деление слов на слоги и для переноса отличаются друг от друга. Вы можете почитать об этом на образовательных сайтах, сайтах учителей русского языка. Можно здесь, например http://www.licey.net/russian/phonetics/1_6
или здесь http://vahnenko.ucoz.net/load/russkij_jazyk/pravila_delenija_na_slogi_pravila_perenosa/5-1-0-60
Здравствуйте!
В этой части Вы упомянули о сочетаниях согласных в середине слова. К сожалению, я не видел в материалах, представленных на этом сайте, как определить твердость согласной в таких сочетаниях. Можете ли Вы дать пояснения по определению твердости согласных в их сочетании, а так же согласных в конце слова?
Заранее благодарен!
Здравствуйте! Всегда мягкие согласные – Щ, Ч, Й. Мягкость согласного также обозначают мягким знаком. В слияниях гласные буквы а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного (они в карточке-помощнице сверху), а буквы и, е, ё, я, ю обозначают мягкость согласного (они в карточке-помощнице снизу). В слове АКТЁР звук [к] твёрдый, т. к. после него нет мягкого знака и нет гласной, которая обозначает мягкость согласного. Дети очень хорошо определяют “на слух” твёрдый согласный или мягкий.