Учимся составлять звуковую схему слова (продолжение)

Мы познакомились с условными обозначениями звуков, сделали карточки для работы и ленту букв.

О начале работы со звуковыми схемами можно прочитать здесь https://ya-umni4ka.ru/?p=2752

Теперь поработаем над составлением схем.

Ленту букв повесьте на видное место или держите перед собой.

Помним, что надо придумать что-то интересное, чтобы выбрать слово для анализа.

Загадку мы уже брали, пусть теперь будет ребус, например.

Если ребёнок не умеет разгадывать ребусы, объясните как это делается.

Сначала мы называем животное. Это морж. Составьте слово из разрезной азбуки или напишите. Две последние буквы убираем, на это указывают запятые. Остаётся – мо. Дальше нарисована роза. Составляем слово. Убираем последнюю букву. Остаётся – роз. Соединяем буквы вместе. Получается – мороз.

Обратите внимание на то, как произносится слово и как пишется. Объясните ребёнку, что в русском языке есть слова написание которых отличается от произношения. Такие слова надо запомнить или знать правило правописания. Эти правила изучают на уроках русского языка.

Мы будем составлять звуковую модель слова, поэтому произносим слово так: [ марос].

1. Делим слово на слоги: [ма - рос]. В этом слове два слога.

2. Первый слог – [ма]. Это слияние двух звуков: [м] и [а]. Звук [м] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Находим карточку – слияние твёрдого согласного с гласным. Отделяем первый слог чертой.

3. Второй слог – [рос]. Вначале слышим слияние – ро. Первый звук – [р] – твёрдый согласный, второй звук – [о] – гласный. Находим карточку – слияние твёрдого согласного с гласным. На конце звук [с] – это твёрдый согласный. Ставим карточку.

4. Определяем ударный слог. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог. Второй слог ударный. Ставим ударение.

5. Под схемой в квадратных скобках мы составим слово так, как мы его произносим, а ниже так, как пишем.

Большой выбор детских автокресел Concord на сайте http://m.ua/kata/339/concord/ Расширенный подбор по параметрам, подробные характеристики, отзывы, приемлемые цены.

Разберём ещё один пример.

Напомните ребёнку, что запятые показывают, что надо убрать буквы в начале или конце слова. В данном слове две буквы в начале и две в конце.

ПЫЛЕСОС – ЛЕС

1. Делим слово на слоги. Это слово не делится. В нём 1 слог.

2. Произносим протяжно л-е-с. Первый звук – [л'] – это мягкий согласный. Второй звук -[э] – это гласный звук. Эти два звука образуют слияние  - [л' э]. Находим карточку – слияние мягкого согласного с гласным. На конце звук [с]. Это твёрдый согласный.

3. Ударение не ставим. Слог один, он ударный.

4. Составляем слово из букв. Звук [л'] обозначаем буквой “эль”. Звук [э] обозначаем буквой е, потому что она указывает на мягкость согласного. Мы говорили о том, что буква е обозначает 1 звук [э], если стоит после мягкого согласного звука. Звук [с] обозначаем буквой “эс”.

Эта запись была опубликована в рубрике 1 класс, Готовимся к школе, Звуковая модель слова, Русский язык и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

2 в ответ на Учимся составлять звуковую схему слова (продолжение):

  1. Ольга пишет:

    Вы большая умничка. Так много интересного и полезного материала… Спасибо большое за Ваш труд.

  2. Наталья пишет:

    Огромная благодарность автору статьи! Благодаря Вам легко все вспомнила, сделала карточки и помогаю делать уроки с первоклассником))
    Очень полезная статья!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>