Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.
Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.
Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.
Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.
Есть непарные согласные.
Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.
Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.
В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.
Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б']. Буквой Ж один звук [ж].
Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.
Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь https://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )
Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п'] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.
Второй слог – СЬМО. Первый звук [с'] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.
В итоге получается такая схема:
Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).
[п'ис'мо]
А затем записываем слово: письмо.
Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.
Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.
Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч'], [щ'], [й'].
Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.
Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.
В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.
Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.
В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.
Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё здесь
Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.
Классный сайт
Спасибо большое автору.
Только кто мне может объяснить ЗАЧЕМ это нужно? Зачем нужна эта фонетика? Постигнуть не могу. Зачем ее ввели в конце 80-х? В итоге растет уже второе поколение безграмотных людей!
Увы, увы, увы.
Спасибо большое!
Кое как , с Вашей помощью, разобрали слова ежи и мячи )))
Я не поняла одного:почему такое странное деле ние слов на слоги? Пи-сьмо??,а не пись-мо! И с каких это пор Йотированная буква Я у на стала являться слогом?( см схема..) Верно яб-ло-ко,а не я-бло-ко…
Ирина, спасибо за отзыв! Деление на слоги и для переноса отличаются. Подробнее можно почитать здесь http://vahnenko.ucoz.net/load/russkij_jazyk/pravila_delenija_na_slogi_pravila_perenosa/5-1-0-60 или здесь https://ya-umni4ka.ru/?p=1742
Спасибо огромное!
Нынешние учебники – дрянь, наполненная смысловыми и грамматическими ошибками. Задания есть, а правил нет. Спасают вот такие сайты
Добрый день! В схеме слова ЯБЛОКО есть ошибка: слово разделяется на слоги так: ЯБ-ЛО-КО, длинная линия (граница) между слогами должна быть после согласной буквы Б.
А вообще, составлять модель слова – это очень сложное задание для первоклассника, и полностью отбивает желание учиться. Для меня составить схему слова легко, хотя в школе (в начале 90-х) мы подробно не изучали эту тему, но так как я знаю как правильно написать слово, то схему составить не трудно. У меня сын сейчас учится в первом классе, и мы с ним дома занимаемся и он разбирается в схемах, но 30% ребят из класса совсем не справляются с такими заданиями. Да и зачем это нужно в первом классе?
Ольга, добрый день! Ошибки в схеме слова яблоко нет. Выше я уже писала, что деление слов на слоги и для переноса может отличаться. Подробнее можно почитать здесь http://vahnenko.ucoz.net/load/russkij_jazyk/pravila_delenija_na_slogi_pravila_perenosa/5-1-0-60 или здесь https://ya-umni4ka.ru/?p=1742
И все же ошибка в схеме к слову ЯБЛОКО есть. Буква Я состоит из двух звуков Й и А .
Наталья, на схеме показано, что буква Я обозначает два звука.
Деление слова на слоги и для переноса, безусловно, различные понятия. Однако для первоклашек они упрощены и объединены. В Учебниках для первого класса слово яблоко в схеме разделено именно как яб-ло-ко. Так зачем же здесь вы усложняете?
Татьяна, только в программе “Школа России” не различается. Я работаю по этой программе, но сразу учу ребят правильно делить на слоги и для переноса. Проблем с этими понятиями не возникает.
Доброе время суток, подскажите, в схеме после Ь и Ъ, буквы Е,Ё,Ю,Я обозначаются как два звука или как один?
Здравствуйте, Мария! Два звука.
Спасибо большое, сразу попала на Ваш сайт, стало все понятно, много времени прошло со школы, сама бы не вспомнила, а тут немного голосом поработала и сразу услышала твердые и мягкие согласные, да и цвет поняла для чего, в школьных тетрадях нет пояснений, для того, чтоб родители не мешали учебному процессу, теперь будем активно мешать
Как составить схему слов, если есть сдвоенные согласные? Они считаются как один квадратик или как 2? Мы запутались между старыми и новыми правилами.
Например к слову АННА? 4 буквы, 3 звука: [а][н:][а]
Деление на слоги: А-нна
Деление для переноса: Ан-на