По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1 классе отсутствуют. Ответственные и заинтересованные родители стараются нагрузить ребёнка: дают диктанты, решают примеры, то есть начинают изобретать нагрузку вместо учителя. Есть другие родители. Они пускают всё на самотёк, полностью полагаясь на то, что ребёнок за время, проведённое в школе, усвоит программу. Где же “золотая середина”?
Советы ЗАБОТЛИВЫМ родителям.
Читайте вместе с ребёнком книги по очереди (причём взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя – не “натаскать” малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребёнок не сделал для себя вывод: это трудно и неинтересно. Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте найти разные буквы в компьютерных обучающих играх, в книгах, делайте их из пластилина, проволоки… На улице вместе с ребёнком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его письмом бесконечных строчек букв. Ведь если ребёнок ещё не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать её, то результат, увы, предсказуем: рука ребёнка “запоминает” неправильное движение, формируется навык неправильного написания.
Помогайте ребёнку осознавать смысл арифметических действий: например, определяйте с малышом, где предметов больше, а где – меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички… Не стоит вырабатывать “показательные” навыки – например, умение по порядку называть числа до ста. Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
Постоянно обращайте внимание ребёнка на явления и закономерности окружающего мира – это ваш лучший вклад не только в изучение предмета “Окружающий мир”, но и в общее развитие ребёнка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес! Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всём, что привлечёт его внимание: “Почему зимой рано темнеет? Как работает телевизор? Расскажи мне про динозавров…” И чем больше таких вопросов задаёт ребёнок, тем лучше!
Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника “Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его”. предложите: “Давай вместе будем раскрашивать”, – или: “Давай склеим эту поделку” (сейчас продаётся огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И ещё несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребёнком ВСЁ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, монитора компьютера, кинотеатра).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что ему было интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребёнком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребёнка, будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
По материалам журнала “Начальная школа”
Издательский дом “Первое сентября”
№23, 2007
Интересная и своевременная статья. Мне эта тема как раз, очень интересна, спасибо.