Очень часто родители обращаются с просьбой: “Посмотрите моего ребёнка. Готовы ли мы к школе? Мы уже умеем читать и писать, считаем до 100. Что ещё нужно знать? Чем позаниматься?”
Давайте попробуем разобраться, что такое “готовность к школе”, что должен уметь ваш ребёнок, чтобы он был готов к школе.
Прежде всего, будем помнить о том, что “готовность к школе” – это не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в состав которого входят все основные элементы, но уровень их развития может быть разным.
Представьте себе, что вы хотите приготовить какое-то блюдо. Вам необходим определённый набор продуктов, без которых обойтись нельзя, но пропорции его составляющих могут быть разные, и недостаток одного можно компенсировать большим количеством другого.
Какие же компоненты входят в набор “школьной готовности”?
Это, прежде всего, мотивационнная, личностная готовность, которая включает в себя ”внутреннюю позицию школьника”, волевую готовность, интеллектуальную готовность и достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, для многих данный перечень пока ни о чём не говорит. Давайте попробуем разобраться по порядку, что же это за составляющие психологической готовности к школе.
Мотивационная готовность к школе – это наличие у ребёнка желания учиться. Большинство родителей уверенно говорят, что их дети хотят в школу, а значит мотивационная готовность у ребёнка есть. На самом деле, это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться в корне отличаются друг от друга.
Ребёнок может хотеть пойти в школу потому, что все его друзья туда пойдут, чтобы почувствовать себя взрослым, потому что ему купят красивый портфель, пенал и другие подарки. Не секрет, что ребёнка очень привлекает всё новое. Кроме того, ребёнок понимает, что быть школьником гораздо важнее и почётнее, чем дошкольником. Однако это не значит, что дети готовы прилежно трудиться и осознали важность учёбы.
Мотивационная готовность к учёбе развивается постепенно и интерес к внешней стороне учёбы – к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения как раз и является первым этапом. Такой интерес, конечно, недолог, в течение 2-3 месяцев он исчезает. Вот тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Это и есть познавательная мотивация. Безусловно, она зависит от того, каким образом и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы сейчас с вами говорим только о готовности, состоянию, которое предшествует приходу в школу. А в этот момент именно внутренняя позиция ребёнка, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, гарантией того, что ребёнок будет чувствовать себя в школе комфортно.
Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо заниматься, так как школьная обстановка и правила будут ему в тягость. Ребёнок будет стараться выйти из этой неприятной ситуации, он будет отвлекаться на уроке, мечтать о чём-то своём, любить только переменки, где можно играть и беситься в волю, негативно относиться к одноклассникам и учителю. Такое состояние будет мешать ребёнку учиться, как бы хорошо его ни готовили к занятиям дома.
Теперь давайте разберёмся, что такое интеллектуальная готовность. Почти все родители считают, что это главная составляющая психологической готовности к школе. Ребёнка необходимо научить чтению, письму и счёту. Именно это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке ребёнка к школе. Однако, главное – это наличие у ребёнка высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи.
Для нормального развития ребёнку надо понять, что есть определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы, цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Объясните ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько игрушек в коробке, не обязательно перебирать сами игрушки, можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки. Для решения более сложной задачи можно предложить ребёнку построить чертёж. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, и дети, запомнив этот принцип, смогут как бы ” в уме” нарисовать эти обозначения, а значит, у ребёнка возникает “знаковая функция сознания”, необходимая ребёнку для развития более высокого интеллектуального уровня.
Наличие эти внутренних опор, знаков и даёт детям возможность решать достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание. Поиграйте с ребёнком в игры, где надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или сказки. Вначале вы можете рисовать эти обозначения, а потом глядя на них, ребёнку будет легче запомнить нужный материал. Постепенно дети запомнят знаки и смогут воспроизвести материал без рисунка. Такие игры помогают детям развивать не только память, но и внимание, организовывают деятельность детей, ведь зашифровать можно не только рассказ, но и режим дня или решение какой-то задачи. Такие упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное в окружающих предметах.
Теперь давайте поговорим о волевой готовности. Речь пойдёт не о том, умеет ли ребёнок слушаться взрослого, а об умении слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый. Очень важно, чтобы ученик умел понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания. Необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Давайте детям сначала несложные задания. Просите, чтобы ребёнок повторил ваши слова, чтобы убедиться в том, что он всё услышал и правильно понял. Можно попросить ребёнка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли сделать это задание разными способами (например, разложить книги на полке, нарисовать картинку к рассказу и т. д.)
Для тренировки волевой готовности можно проводить графические диктанты, в которых ребёнок рисует в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определённую букву в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, умение сосредоточиться на задании, работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур, начинает отвлекаться, облегчите ему задачу, сказав, что осталось нарисовать ещё одну или две строчки (найти 5 или 10 букв). Если ребёнок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует и он не готов к школьным занятиям. Продолжайте упражнения и, прежде всего, учите его слушать ваши слова.
Большое значение для психологической готовности ребёнка к школе имеет двигательное развитие. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал при письме.
У ребёнка должно быть сформировано умение внимательно рассматривать картинку, предмет, выделять отдельные детали. Обратите внимание на координацию между собой движений рук и глаза. Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он рассматривает. Поэтому очень важны согласованные действия глаза и руки. О трудности координации говорит то, что многим детям легче рисовать по памяти, чем с натуры. Для развития зрительно-двигательной координации помогут те же зрительные диктанты. Только, если для развития волевой готовности ребёнок делает задание под диктовку, то для развития зрительно-двигательной координации мы дадим ребёнку образец, который ему необходимо скопировать.
Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр очень поможет ребёнку в развитии необходимых навыков.
Уважаемые родители, надеюсь, что совместная с ребёнком деятельность по подготовке к школе будет приносить вам радость. Заходите вместе с ребёнком почаще в книжный магазин, сейчас очень много интересной и нужной литературы для тех, кто готовится к школе, много интересных раскрасок и наборов для детского творчества.
Покажите ребёнку, что вам очень интересно с ним заниматься, хвалите его почаще и старайтесь доводить начатое дело до конца.
Спасибо!
Большое спасибо!