Конспект и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе (обобщение знаний) по теме “Н. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”".
Скачать – Носов Приключения Незнайки (7,56 МБ)
Цель урока: обобщение знаний, полученных в ходе изучения произведения Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Задачи урока:
продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения; развивать мышление детей, их речь; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний.
Ход урока
- Орг. момент.
- Слайд 1. Сообщение темы урока.
- Ребята, целый месяц мы изучали произведение Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Сегодняшний урок заключительный, давайте подведём итоги и покажем, как мы научились читать и рассуждать в этом году.
Проверка домашнего задания.
На дом было задано: нарисовать рисунки к понравившимся отрывкам из произведения и прочитать любимый отрывок из книги.
За правильные, полные ответы вы сегодня будете получать жетон от Незнайки.
Ребята читают отрывки из произведения Носова и вывешивают на доску свои рисунки.
Слайд 2. Кроссворд.
- А сейчас мы посмотрим, насколько вы были внимательны при чтении. Попробуем разгадать кроссворд.
За правильный ответ – получаете жетон.
Рекомендации для учителя.
Нажимаем на красный квадрат с цифрой. Появляется задание.
После того, как ребята отгадали героя, нажимаем на задание, появляется картинка с героем и буквы в кроссворде.
Нажимаем на квадрат со следующей цифрой и т. д.
Молодцы! Прочитайте слово выделенное красным шрифтом.
Слайд 3. Рассказ о Н. Н. Носове.
Давайте послушаем ребят, которые подготовили небольшой рассказ об авторе.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года. Талант писателя проявился еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.
Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен.
В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве.
С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды – ордена Красной Звезды.
В 1938 году был издан его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году.
Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицина», «Витя Малеев в школе и дома».
В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова.
Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе».
Ребятам, которые рассказали об авторе вручаются жетоны.
Слайд 4.
- Какие произведения Николая Носова вы ещё читали?
Ответы ребят.
5. Слайд 5.
Сценка «Как Незнайка сочинял стихи».
Заранее подготовленные ребята разыгрывают сценку.
Н. Носов. Как Незнайка сочинял стихи.
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:
— Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
— А у тебя способности есть? — спросил Цветик.
— Конечно, есть. Я очень способный, — ответил Незнайка.
— Это надо проверить, — сказал Цветик. — Ты знаешь, что такое рифма?
— Рифма? Нет, не знаю.
— Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. — Например: утка — шутка, коржик — моржик. Понял?
— Понял.
— Ну, скажи рифму на слово «палка».
— Селёдка, — ответил Незнайка.
— Какая же это рифма: палка — селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.
— Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
— Этого мало, — сказал Цветик. — Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка — галка, печка — свечка, книжка — шишка.
— Понял, понял! — закричал Незнайка. — Палка — галка, печка — свечка, книжка — шишка! Вот здорово! Ха ха ха!
— Ну, придумай рифму на слово «пакля», — сказал Цветик.
— Шмакля, — ответил Незнайка.
— Какая шмакля? — удивился Цветик. — Разве есть такое слово?
— А разве нету?
— Конечно, нет.
— Ну, тогда рвакля.
— Что это за рвакля такая? — снова удивился Цветик.
— Ну, это когда рвут что нибудь, вот и получается рвакля, — объяснил Незнайка.
— Врёшь ты все, — сказал Цветик, — такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
— А если я не могу подобрать другого слова?
— Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
— Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, — ответил Незнайка.
— Сейчас, — согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
— Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… — Он долго так бормотал, потом сказал: — Тьфу! Что это за слово? Это какое то слово, на которое нет рифмы.
— Ну вот! — обрадовался Незнайка. — Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.
— Ну, способный, способный, только отстань! — сказал Цветик. — У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
— Неужели это так просто? — удивился Незнайка.
— Конечно, просто. Главное — это способности иметь.
Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что то бормотал про себя.
Наконец стихи были готовы, и он сказал:
— Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
— Ну ка, ну ка, про что же это стихи? — заинтересовались все.
— Это я про вас сочинил, — признался Незнайка. — Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.
— Что? — закричал Знайка. — Когда это я прыгал через овечку?
— Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, — объяснил Незнайка.
— Так ты из за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? — вскипел Знайка.
— Конечно, — ответил Незнайка. — Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
— Вот попробуй ещё, так узнаешь! — пригрозил Знайка. — Ну ка, читай, что ты там про других сочинил?
— Вот послушайте про Торопыжку, — сказал Незнайка. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
— Братцы! — закричал Торопыжка. — Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
— Да ты не кричи, — ответил Незнайка. — Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
— Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! — кричал Торопыжка.
— А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, — ответил Незнайка. — Вот послушай стихи про Авоську: У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка. Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
— Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
— Ты ничего не понимаешь в поэзии, — ответил Незнайка. — Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил.
— Братцы! — закричал доктор Пилюлькин. — Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врёт про всех?
— Довольно! — закричали все. — Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие то дразнилки.
Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:
— Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.
— Не надо! Мы не хотим! — кричали остальные.
— Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, — сказал Незнайка.
— Что? — закричали тут все. — Ты ещё пойдёшь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.
— Ну ладно, братцы, не буду, — согласился Незнайка. — Только вы уж не сердитесь на меня.
С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.
Ребятам, которые участвовали в сценке, вручаются жетоны от Незнайки.
Слайды 6-11. Игра-викторина.
Рекомендации для учителя.
Игра начинается с 7 слайда.
Щёлкаем ЛК мышки по герою, переходим на слайд с вопросом.
Ответив на вопрос, щёлкаем ЛК мыши по вопросу, появляется ответ и картинка или видеоролик.
Затем нажимаем на кнопку «назад» и герой «дарит» Незнайке подарок.
Дальше продолжаем игру по аналогии.
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Итог урока.
- Понравилось ли вам произведение, которое мы изучали? Почему?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Хотели бы вы ещё почитать книги о приключениях Незнайки?
Подсчитайте количество жетонов, которые вы заработали.
Все, кто заработал сегодня жетоны, получают оценку 5.
- На партах у вас смайлики.
Выберите смайлик, который покажет, довольны ли вы уроком, какое у вас настроение.