Учимся составлять звуковую схему слова

22 Июнь 2014, Автор: admin

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзак для первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра “Узнай звук”

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н']. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й' а], ё [й' о], ю [й' у], е [й' э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

Я – на

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й'], [а]. Звук [й'] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й'а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

Продолжение

Отзывов (19) на «Учимся составлять звуковую схему слова»

  1. Елизавета пишет:

    Спасибо большое за статью! Очень помогла в подготовке домашнего задания с ребёнком )

  2. Татьяна пишет:

    Огромное спасибо за статью, все очень понятно и доступно для объяснения ребенку.

    • admin пишет:

      Татьяна, спасибо большое за отзыв!

    • катя пишет:

      здравствуйте!очень благодарны за ваш сайт!если не трудно,помогите разобрать слово ненастье!спасибо!

      • admin пишет:

        Катя, в слове ненастье 3 слога. Первый слог НЕ – слияние мягкого согласного и гласного звуков, второй слог НА – слияние твёрдого согласного и гласного, третий слог СТЬЕ – твёрдый согласный, мягкий согласный и слияние звуков Й’ Э.

  3. оля пишет:

    Подскажите пожалуйста, как нарисовать схему слова АННА с указанием ударения.

    • admin пишет:

      Оля, в слове Анна два слога. В первом слоге гласный звук [а] обозначаем красным квадратом, отделяем первый слог чертой. Во втором слоге слышим долгий твёрдый согласный [н] и звук [а]. Это слияние – синий и красный треугольники. Ударный слог – первый.

  4. Надежда пишет:

    помогите пожалуйста составить схему к слову ВАРЕНЬЕ

    • admin пишет:

      Надежда, в слове варенье 3 слога. Первый слог – ва. Это слияние звуков В (твёрдый) и А (гласный) – синий и красный треугольники. Второй слог рень – слияние РЕ мягкого согласного и гласного – зелёный и красный треугольники, дальше звук н’ – мягкий согласный, зелёный квадрат. Третий слог состоит из звуков Й и Э. Это слияние мягкого согласного и гласного звуков (зелёный и красный треугольники).

  5. Любовь пишет:

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста как составить схему слова ШКОЛА?

    • admin пишет:

      Любовь, в слове школа два слога. Первый ШКО, в нём твёрдый согласный Ш (синий квадрат), слияние КО (синий и красный треугольники. Второй слог ЛА (слияние твёрдого согласного и гласного – синий и красный треугольники).

  6. светлана пишет:

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста почему ВА-РЕНЬ-Е и НЕ-НА-СТЬЕ разделили таким образом, что в первом случае Е осталось отдельно, а во втором нет? Никак не могу понять общего правила) заранее спасибо!!

    • admin пишет:

      Здравствуйте, Светлана!
      В слове варенье [н'] – непарный звонкий согласный.
      Вот правила деления на слоги.
      При сочетании нескольких согласных в середине слова:

      1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

      О-ттечь, да-нный.

      2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

      Ша-пка, ра-вный.

      Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (звуки [р],[р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [й']).

      Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

  7. марина пишет:

    как ваши уроки кстати, спасибо вам огромное за разъяснение, так бы и не поняла обьясняя внуку.

  8. Валентина пишет:

    В пятый раз – в первый класс! С детьми было понятно, сейчас у внуков – сложнее. Но с удовольствием читаю и изучаю ваши уроки. Вот в каникулы с внучкой придумываем слова и составляем схемы. Вот засомневалась в слове ТУШКАНЧИК. На слоги разбили: ту-шкан-чик. Звук Н здесь будет мягкий?? Всегда перед Ч мягким будет звук Н? щелкунчик. пончик?

    • admin пишет:

      Валентина, здравствуйте! Мы произносим слово так: тушкан’ч’ик. Буква “эн” обозначает мягкий звук н’

  9. Ольга пишет:

    Спасибо за статью. Всё доступно.
    Вот только у меня вопрос. … Как определить слияние букв или отдельно писать квадратики. Вот например слово ветка. КА отдельно в квадратики или слияние, и как объяснить ребенку что когда? В этом вопросе я запуталась.

Ваш отзыв