Как составить звуковую схему слова?

28 Янв 2014, Автор: admin

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б']. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 )

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п'] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с'] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

[п'ис'мо]

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю  стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч'], [щ'], [й'].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость.  Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё здесь

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.

Отзывов (16) на «Как составить звуковую схему слова?»

  1. Саша пишет:

    Классный сайт

  2. Любовь пишет:

    Спасибо большое автору.
    Только кто мне может объяснить ЗАЧЕМ это нужно? Зачем нужна эта фонетика? Постигнуть не могу. Зачем ее ввели в конце 80-х? В итоге растет уже второе поколение безграмотных людей!
    Увы, увы, увы.

  3. Оксана пишет:

    Спасибо большое!
    Кое как , с Вашей помощью, разобрали слова ежи и мячи )))

  4. Ирина пишет:

    Я не поняла одного:почему такое странное деле ние слов на слоги? Пи-сьмо??,а не пись-мо! И с каких это пор Йотированная буква Я у на стала являться слогом?( см схема..) Верно яб-ло-ко,а не я-бло-ко…

  5. Андрей пишет:

    Спасибо огромное!
    Нынешние учебники – дрянь, наполненная смысловыми и грамматическими ошибками. Задания есть, а правил нет. Спасают вот такие сайты

  6. Ольга пишет:

    Добрый день! В схеме слова ЯБЛОКО есть ошибка: слово разделяется на слоги так: ЯБ-ЛО-КО, длинная линия (граница) между слогами должна быть после согласной буквы Б.
    А вообще, составлять модель слова – это очень сложное задание для первоклассника, и полностью отбивает желание учиться. Для меня составить схему слова легко, хотя в школе (в начале 90-х) мы подробно не изучали эту тему, но так как я знаю как правильно написать слово, то схему составить не трудно. У меня сын сейчас учится в первом классе, и мы с ним дома занимаемся и он разбирается в схемах, но 30% ребят из класса совсем не справляются с такими заданиями. Да и зачем это нужно в первом классе?

  7. admin пишет:

    Ольга, добрый день! Ошибки в схеме слова яблоко нет. Выше я уже писала, что деление слов на слоги и для переноса может отличаться. Подробнее можно почитать здесь http://vahnenko.ucoz.net/load/russkij_jazyk/pravila_delenija_na_slogi_pravila_perenosa/5-1-0-60 или здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742

  8. Татьяна пишет:

    Деление слова на слоги и для переноса, безусловно, различные понятия. Однако для первоклашек они упрощены и объединены. В Учебниках для первого класса слово яблоко в схеме разделено именно как яб-ло-ко. Так зачем же здесь вы усложняете?

    • admin пишет:

      Татьяна, только в программе “Школа России” не различается. Я работаю по этой программе, но сразу учу ребят правильно делить на слоги и для переноса. Проблем с этими понятиями не возникает.

  9. Мария пишет:

    Доброе время суток, подскажите, в схеме после Ь и Ъ, буквы Е,Ё,Ю,Я обозначаются как два звука или как один?

  10. Татьяна пишет:

    Спасибо большое, сразу попала на Ваш сайт, стало все понятно, много времени прошло со школы, сама бы не вспомнила, а тут немного голосом поработала и сразу услышала твердые и мягкие согласные, да и цвет поняла для чего, в школьных тетрадях нет пояснений, для того, чтоб родители не мешали учебному процессу, теперь будем активно мешать :)

  11. Ксения пишет:

    Как составить схему слов, если есть сдвоенные согласные? Они считаются как один квадратик или как 2? Мы запутались между старыми и новыми правилами.
    Например к слову АННА? 4 буквы, 3 звука: [а][н:][а]
    Деление на слоги: А-нна
    Деление для переноса: Ан-на

Ваш отзыв